Бонсай
Добро пожаловать

 

 

 



   

УШУ: Прошлое и настоящее

           Утром к Будде пришел человек и спросил, существует ли Бог. Будда внимательно посмотрел на него, ответил: «Бог есть», -  и привел вопрошавшему тысячу доводов в пользу существования Бога.

Днем к Будде пришел атеист и обратился с тем же вопросом. Будда внимательно посмотрел на него, ответил: «Бога нет»,- и привел тысячу доводов, из которых это ясно следовало.

Ученик Будды, наблюдавший оба визита, спросил учителя: «Как же так? Одному ты говоришь, что Бог есть, другому – что Его нет. И для всего находишь убедительные доказательства. Как я должен все это понимать?»

Будда внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Ты молодец, что задал этот вопрос».

Каждый из троих услышал то, что хотел услышать.

Памятуя об этой старой индийской притче, я, так же, как и любой другой человек, не могу рассчитывать на то, что все поймут меня по-моему. Я не сумею также объяснить нечто,  скрытое отменяя самого, поскольку путь постижения истины длинен, а я нахожусь в самом его начале. Наконец, я не теоретик, а практик, короткие заметки, которые я предложил журналу, -  это некоторые выводы из моего собственного опыта чтения китайских книг, упорных тренировок, упражнений духа.

ЗАКОННЫЙ НАСЛЕДНИК ШКОЛЫ ШАОЛИНЬ

То, что в Америке и Европе привыкли именовать кунг-фу, китайцы называют цюань-шу. Первый термин – результат привычного понимания Востока европейцами, на этот раз выразившийся лингвистически. Кунг-фу (по китайски правильно   – гунфу) – не обозначение вида восточного единоборства, а просто «мастерство» в дословном  переводе. Например, женщина, прекрасно вышивающая по шелку, демонстрирует гунфу. А цюань-шу – это кулачное искусство, часть ушубоевого искусства.

Слово «цюань» - кулак- присутствует в названиях более чем пятисот разновидностей ушу, известных в настоящее время в Китае, но оно не выражает всей сути этого восточного единоборства. Китайцы не раз пытались определить:  что же такое ушу – ударная техника, танец или спорт? Но к однозначному ответу так и не пришли. Сейчас похожие споры ведут и у нас. А суть ушу остается прежней, как тысячу лет назад, и постигается постепенно.

В эпоху Инь (1401-1122 годы до нашей эры) и Шан (XVI столетие – 1066 год до нашей эры) были известны состязания воинов. В древних записях сказано, что в этот период «тягались мастерством исилой, всюду велась борьба и проводились соревнования в стрельбе из лука и вождении колесниц».

В эпоху «Весны и осни» (770-476 годы до нашей эры) и «Воюющих царств» (475-221 годы до нашей эры) была обозначена роль ушу в физическом воспитании, говорили о пользе для здоровья стрельбы из лука и танцев под музыку.

Во времена династии Цинь (221-206 годы до нашей эры) широко распространились борьба и рукопашный бой, на соревнованиях были представлены судьи, имелись специальные  площадки и униформа.

В период династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры) появились комплексы меча, сабли, парных секир, другого оружия. Это был период бурного развития ушу, образования различных школ.

В средние века, в правление династии Мин (1368-1644 годы) появляются новые стили и школы, теоретически подытожен опыт тренировок. Лучшими произведениями  были такие книги, «Цзи сяо синь шу», «Военные страницы» … В них зафиксированы многие школы и течения в ушу, названия движений, методы тренировок  и их особенности, теория техники. К некоторым были приложены схемы движений – бесценный материал для новых поколений.

В период  Маньчжурско-Циньской династии (1644-1911 годы) в Китае запрещалось заниматься боевым искусством, поэтому оно преподавалось в многочисленных тайных обществах, широко были распространены тайцзицюань, багуацань. Синьицюань, бацзицюань, пигуацюань,…

Традиционно ушу делится на внешнее и внутреннее единоборства. Сторонники первого ведут открытый бой в атакующем стиле. Это свойственно школе Шаолинь. Внутреннее единоборство – это скрытый бой в оборонном стиле. По традиции ушу делится также на южное и северное единоборство. «Южане» предпочитают больше работать руками, сторонники северного стиля в основном применяют удары ногами. Поэтому в Китае бытует поговорка «Южные руки, северные ноги».

Я дром ушу является кулак, а техника удара им – основное содержание единоборства, включая сюда различные методы движения тела (или, как говорят сами китайцы, «методы тела»), тесно связанные с ударом,  и различные приемы, играющие вспомогательную роль. Короче говоря, это различные формы и методы рук и ног, тела, глаз. Важное место в комплексах движений занимают дыхание и центр тяжести тела.

Ну а как расценивать многочисленные кооперативные секции в нашей стране, в которых, согласно рекламе, учат «китайской гимнастике тайцзи», обещая при этом хорошее самочувствие и даже – исцеление от недугов? Я полагаю, что их организаторы делают хорошее дело, побуждая людей практиковать физические упражнения. Пусть они и платят за это деньги – здоровье, как говорится, дороже.

Что же касается исцеления – то с таким же успехом можно ждать лечебного эффекта от утренних пробежек или занятий боксом. Возможно даже, что бег будет эффективнее «китайской гимнастики». Дело в том, что подавляющее большинство этих секций – не более чем коммерческие предприятия, где работают мало что постигшие в ушу люди. Смысл китайской техники для них, как правило, темен, движения, которым они обучают, лишь отдаленно напоминают истинный стиль.

Другая часть секций – также коммерческие предприятия, где под видом гимнастических упражнений молодых людей откровенно учат драться. Это все равно, что использовать микроскоп для забивания гвоздей. Сама история создания тайцзицюань восстает против примитивизации этого стиля единоборства.

Однажды монах по имени Чжан Саньфэн, сидя в келье за чтением, вдруг услышал трескотню сороки. Из окна он увидел птицу, сидящую на дереве. Она внимательно следила за змеей, которая свернулась в клубок на земле. Некоторое время спустя сорока снова затрещала и стала подниматься и опускаться, растопырив крылья, пытаясь нанести удар змее. Та,убирая голову, слегка уклонившись, легко уходила от ударов. Сорока безуспешно пыталась достать ее крыльями. Так повторялось несколько раз. А когда Чжан Саньфэн вышел на улицу, птица уже улетела, змея уползла. Размышляя над увиденным, монах сделал вывод о том, что «мягкостью можно одолеть твердость». Он создал Тайцзицюань – Единоборство – «Великий предел», опиравшийся на  теорию первоначального хаоса и восемь триграмм в соответствии с философскими законами, зафиксированными в «Книге Перемен».

В настоящее время в Китае квалификация ушу проводится по содержанию того или иного вида единоборства и делится на пять видов.

К кулачному искусству относятся такие, как шаолиньцюань, тайцзицюань, чаньцюань и другие. Все они располагают оригинальными методами тренировок.

К тренировкам с предметами принадлежат упражнения с короткими (меч, шпага) и длинными предметами (парные мечи, парные пики, парные крюки) и мягкими предметами (девятиколенный жезл, летающий молоток, молоток на древке). Все они представляют собой древнее оружие.

Спаррингами считаются тренировки с пустыми руками, с предметами и пустые руки против предметов. Более двух человек, согласно установленным движениям и порядку, ведут тренировки атакующего или оборонительного характера или ведут выступление.

К коллективным относятся выступления шести и больше человек (с пустыми руками или с предметами). Движения должны быть синхронны. Можно с музыкальным сопровождением в древних костюмах.

Атакуя и обороняясь, двое ведут борьбу по определенным правилам. Существует вольная борьба, толчки, короткая и длинная борьба. Движения носят практический характер. В ушу ценятся взрывная сила и гибкость.В особенности хорошую закалку получают суставы и мускульные связки. Ушу содержит в себе множество крученых поворотов, быстротечных, молниеносных и откидных движений тела. Предъявляются высокие требования к «синхронности рук и глаз», «следованию шага за телом», «синхронности тела и шага». Один комплекс иногда состоит из десятков движений, которые должны быть выполнены в высоком темпе за короткое время.

Истоки всех восточных единоборств едины. Например, каратэ-до вышло из ушу. Это боевое искусство существует в Стране Восходящего Солнца лишь несколько десятилетий, основоположник классического стиля шотокан – Гитин Фунакоси. Занятия ушу начал в детстве, в Китае. Занимался с учителем изолированно от внешнего мира, постигая секреты единоборства несуетно. Когда Фунакоси вырос, учитель отправился вместе сним в монастырь Шаолинь, где Гитин сдал экзамен. Искусство его было столь высоким и так точно соответствовало требованиям шаолиньской школы, что Фунакоси (его китайское имя Вэндаоцзун) был признан законным наследником шаолиньцюаня. Затем он вернулся в Японию, где создал Союз Шаолиньского единоборства, ныне – каратэ-до.

К нам в странувся информация об ушу и карате-до попадает в основном с Запада, а не с Востока, возникает эффект испорченного телефона. То, что преподают у нас, носит трансформированный характер и чаще всего не выражает сути ушу или карате-до.

Почему это происходит?

Чтобы ответить на этот вопрос, скажу, прежде всего: все рассуждения, приведенные выше, верны лишь отчасти.

СЕКРЕТ ОСТАЕТСЯ СЕКРЕТОМ

Истинная эффективность ушу, его суть лежат на глубине постижения духовной основы восточных единоборств. В состав законов, изложенных в упоминавшейся уже «Книге Перемен», входят разум, дух и форма как те пределы Вселенной, в рамках которых развивается абсолютно все. Ничто не может выйти за пределы разума, духа и формы, являвшихся началами, породившими тайцзицюань. Только овладев этим триединством, можно будет сказать и о полном овладении мастерством. Так считали средневековые китайские философы.

Мастера утверждают, что тайцзицюань не был специально создан для сильных и жестоких схваток. Желающие использовать его в целях самообороны и самосовершенствования, самолечения и продления жизни, будь то слабый или сильный, здоровый или больной, старый человек или молодой, мужчина или женщина, могут с успехом практиковать тайцзицюань. В средние века считали, что тот, у кого есть постоянство, то есть прилежание, может постичь тайцзицюань в течение трех лет – до той глубины, когда действительно начинает сказываться заложенная в единоборстве эффективность. Среди жителей китайской провинции Хэнань в ходу поговорка: «Тому, кто постоянно тренируется в ушу, не надо ходить в аптеку». При этом большую роль начинает играть оттренированная, укрепленная психика человека.

Теперь уже ни для кого не секрет, что психофизические возможности человека очень велики, если не сказать – неограниченны. Практическое подтверждение этому дают мастера ушу, йоги, демонстрируя высокую степень владения телом, показывая различные упражнения с предметами. Совершенствование в ушу на пути достижения мастерства подчиняется определенным философским законам, точнее говоря – определенной психокультуре, которая была сформирована в древние и средние века в Китае. Я имею в виду Дао –даосскую психокультуру, основой которой служит концепция культурного развития человека.

Как известно, главная задача даосской практики и психической саморегуляции человека заключается в выявлении в нем изначально заложенного «космического начала» и в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам. Тем самым устраняются все препятствия для их полного самопроявления, в результате чего человек становится равноправным во всех отношениях членом космической триады «Небо-Земля-Человек». Предельное выражение всеобщей закономерности функционирования Вселенной есть великое «Дао», которое отождествлялось даоссами с «истинной сущностью». Высшим достижением даосской практики морального и психического самосовершенствования провозглашалось состояние людей, соответствующее полной идентичности истинной сущности» самого человека с истинной сущностью всех вещей и явлений, то есть человек одновременно отождествляется и сливается с миром окружающей природы, образуя с ней неразрывное и гармоничное целое. При этом происходит как бы самоидентификация всех противоречий, раскалывающих изначальную целостность мира.

Особенно важное значение даосская культура имела при занятиях воинским искусством, что способствовало оптимальной организации психической деятельности в экстремальной ситуации боевого единоборства. Известно, что в стрессовых ситуациях нормальное протекание эмоциональных процессов играет большую роль в мобилизации организма.

Поэтому определенным образом настроенная психика, а также невовлеченность даоса в те же «страсти» позволяли избежать тех негативных последствий, которые несут бурные эмоциональные реакции неподготовленным – психически не тренированным людям. Сливаясь с «дао» и предоставляя всей «тьме вещей» возможность развиваться по своим собственным законам, даос, казалось бы, отказывается от какого бы то ни было управления, но это отнюдь не означает погружения себя в хаос дезорганизованности, а напротив, парадоксальным образом увеличивает возможность управления и организации. Целью даосской практики психической тренировки является свежесть восприятия, свойственная детям.

Берясь за любое дело, человек должен, прежде всего, учиться управлять своей психикой, в этом и есть суть совершенствования в ушу.

Ну а какова должна быть психическая подготовка начинающего и что по этому поводу говорили старые мастера?  Наставляя учеников, они напоминали, что начинающий не должен «жадничать», ему следует ежедневно последовательно изучать  позицию за позицией. Они считали, что большой объем тренировок может привести лишь к поверхностным знаниям, и рекомендовали прибавлять гунфу (то есть мастерство) в жару и стужу, летом – в самое жаркое время, зимой – в трескучий мороз. Мастера были уверены в том, что если не пропускать тренировок утром после подъема и вечером перед сном, мастерство придет само собой. Только после глубокого овладения навыками наступает время понимания силы. Однако невозможно достичь такого понимания, не приобретая мастерства в результате продолжительных и непрерывных занятий. Пословица гласит: «Остановишься на миг, отстанешь на версту».

Принцип постепенности соблюдается в современном Китае. Для популяризации углубления знаний в ушу государственными организациями изданы Правила комплексных соревнований, учебные пособия «Упрощенный тайцзицюань начальной ступени» и «48 фигур тайцзицюаня», объем нагрузок которых, по сравнению с начальной ступенью, увеличивается наполовину. Вышла из печати самая популярная книга известного специалиста  Ян Чэнфу «Полный комплекс спортивного и практического применения тайцзицюаня». В 1988 году была завершена сложнейшая работа по составлению «Большого китайского словаря по ушу». В него вошли разделы по истории, фундаментальной теории, технике и смежным наукам. Научному исследованию различных разделов ушу уделяется огромное внимание. «Ушу, - считает почетный представитель ассоциации ушу Китая Ли Дэшэн, - является комплексной наукой о человеческом теле, а ее объектом является человек. Ушу не отделимо от общественных наук, например, от литературы, истории и философии, от естественных наук, от медицины».

Но всем ли одинаково доступно бесконечное совершенствование в ушу? Пока речь идет о спорте, очевидно, всем. На международных соревнованиях китайские специалисты отмечают большой прогресс зарубежных ушуистов. «Рыжеволосые с голубыми глазами спортсмены разных стран,- писал журналист Хуан Чженьчжун, - приглашают китайских тренеров, учатся у них правилам движений, хорошо разбираются в атаке и обороне, в технике обошли юго-восточные страны, которые раньше развернули ушуистский спорт». На международном фестивале по ушу, который проходил в городах Ханчжоу, Шеньчжени, китайские спортсмены стали чемпионами в весе 52, 56, 65 и 70 килограммов, а в весе 75 и 80 килограммов золото завоевали мексиканцы и бельгийцы.

Почему же, в таком случае, человек, который не родился в Китае или Японии, в какой-то момент ощущает, что, совершенствуясь в ушу, он не может переступать некий предел? Словно стена вырастает перед ним, а китайские и японские мастера из тех, кто не выступает на соревнованиях, оказываются далеко впереди?

Не претендуя на истину, а лишь на некоторое приближение к ней, попытаюсь ответить исходя из собственной практики.

Почему, во-первых, настоящие мастера ушу не выступают в соревнованиях? По той же причине, по которой люди, более или менее серьезно овладевшие китайским единоборством, не дерутся на улице. Они точно знают, что победят, и доказывать другим то, что самим уже хорошо известно, ушуистам не нужно. Чтобы пояснить, как это может быть, приведу бытовую поговорку: «Спорят лишь двое – дурак и подлец». «Дурак» - тот, кто плохо осведомлен о предмете спора. «Подлец» - тот, кому исход известен заранее. Мастера ушу не вступают в споры на улице, ни на спортивной арене, во-первых, из-за высоких моральных качеств, которые воспитываются долгими и упорными занятиями, во-вторых , потому, что постижение восточного единоборства – процесс гораздо более интересный, чем демонстрация результатов. «Лучший бой тот, который не состоялся» - это одна из этических установок мастеров ушу.

Настоящим мастером ушу никогда не становятся в молодом возрасте. Обычно – в пятьдесят и более лет. Вот почему часто говорят, что ушу – это не только спорт, не только искусство, но образ жизни. И, как всякий образ жизни, он формируется не сразу. Изучение истории и теории ушу, овладение базовой техникой и комплексами, освоение философии чаньбудизма, построение повседневной жизни по принципу здравого смысла и разумного ограничения – практикуя это изо дня в день, можно постепенно стать мастером ушу. А затем, возможно, освоить его как способ познания мира, способ постижения истины, не менее эффективный, чем современная наука. Информация о человеке, о мире, добытая через ушу, необычна, человека непосвященного она может потрясти, может быть, он ее просто не поймет. В чем эта необычность?.. Сошлюсь на академика Колгоморова, известного советского математика, который говорил, что представляет себе четырехмерное пространство. То есть совершенствование в своей науке привело его в такие глубины знания, что он сумел получить такую вот необычную информацию.

Видимо, для постижения секретов китайского единоборства европейцы должны найти свой путь. Много лет занимаясь каратэ-до, затем ушу, каких-то эффектов я добился самостоятельно, лишь потом из книг узнавая, что очередное мое «открытие» давным-давно сделано в Китае. Практикуя ушу глубже, я начал обнаруживать и некоторые несоответствия между собственными результатами и утверждениями китайских авторов. Это моя, субъективная оценка, однако для меня она практически значима.  Каждый европеец-ушуист должен добыть  свой собственный опыт. Следует, на мой взгляд, отказаться от принципа жесткой иерархии, которая у европейцев считается, чуть ли не важнейшим условием постижения сути восточных единоборств. Японское слово «сэнсэй», китайское «шифу» означают наставник и ничего больше. При этом изначально предполагается равенство ученика и учителя. Не подавление личности, не приспосабливание ее к требованиям той или иной школы, а расцвет индивидуальности в пространстве органичной ей техники.

Я иду этим путем.

 

 

Михаил Моржанов, 16.05.1989 г.

Статьи о боевых искусствах, заметки, разное

"Боевые искусства | Боевые единоборства"  -____- ОДИН ПРОТИВ НЕБА -____- (2011-2015) -____- gillie@list.ru-